• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интервью с Сергеем Коковиным

Cегодня на наши вопросы ответил Сергей Гелиевич Коковин, академический руководитель образовательной программы «Экономика» в НИУ ВШЭ – СПб, преподаватель «Теории игр» в НИУ ВШЭ – Спб и Новосибирском государственном университете. Именно благодаря Сергею Гелиевичу олимпиада будет проходить также и в Новосибирске. Таким образом, первый тур олимпиады будет проходить в 5 городах одновременно: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Пермь и Новосибирск.
  • Сергей Гелиевич, как вы начали свои исследования в области теории игр?

Студентом Экономического факультета Новосибирского государственного университета я пошел специализироваться в Отдел  математической экономики Института математики им. С.Л. Соболева, отдел созданный Нобелевским лауреатом по экономике Л.В. Канторовичем, и возглавлявшийся тогда Валерием Леонидовичем Макаровым, ныне директором ЦЭМИ. Благодаря заряду интереснейших людей, было очень-очень интересно насчет игр и теории экономических равновесий. Осталось так же интересно и до сих пор :)

  • Какая тема в «Теории игр» Вас всегда особенно интересовала и почему?

Волновало (и отчасти продолжает волновать) смешение кооперативного и некооперативного подхода, реализуемое, скажем в теории переговоров (bargaining).

Cегодня важнейшим направлением развития Игр является моделирование игр с неполной рациональностью. Жизнь именно такова, а старая теория топталась вокруг более понятных моделей с полной рациональностью

Коковин Сергей Гелиевич
Лаборатория теории рынков и пространственной экономики: Ведущий научный сотрудник

  •  Можно ли говорить, что теория игр – это математическая дисциплина?

Как теоретическая физика. В какой-то мере математическая, а в какой-то мере эмпирическая. "Дохлые", не применимые к жизни модели часто исследуются чистыми математиками "из любви к искусству" (могу перечислить десяток имен), но плохо публикуются.

  • Вспомните, пожалуйста, какой-то интересный случай, который произошёл с вами во время исследований в теории игр или преподавания?

Любопытный казус с применимостью Игр был при преподавании Игр в Японии. Я задал на дом студентам игру "Перекресток": Анна и Боб подъезжают одновременно на велосипедах к нерегулируемому перекрестку. Если один притормозит - проиграет минутку, а другой выиграет удовольствие промчаться, если оба притормозят - проиграют по минутке, а оба помчатся - набьют шишки. Ищется равновесие Нэша. И этим же вечером по невнимательности на темном перекрестке я столкнулся на велосипедах с японской девушкой головами. Уже назавтра я демонстрировал студентам шишку на своей голове как пример неудачного исхода, объясняя, что это произошло НЕ равновесие Нэша :)

  • Каких результатов вы ждёте от олимпиады? Почему Вы поддержали идею проведения студенческой олимпиады именно по данной дисциплине?

Игры - один из самых веселых и любимых студентами предметов. Я ожидаю, что студенты доставят себе и нам много интеллектуальной радости своими вдумчивыми ходами и решениями :) 

  • Скажите, пожалуйста, пожелания будущим участникам олимпиады.

Играть и думать, думать и играть, в олимпиаде и в жизни :)