Интервью с Эрве Муленом

Олимпиада организуется при активном участии Международной Лаборатории теории игр и принятия решений (НИУ ВШЭ - СПб). Одним из экспертов нашей олимпиады выступил Эрве Мулен - научный руководитель лаборатории.

Эрве Мулен является одним из самых известных и заслуженных теоретиков игр, а его книги по теории игр были одними из первых, которые перевели на русский язык еще в 80-х. Его влияние на российскую теоретико-игровую культуру трудно переоценить. Сейчас основная тематика лаборатории сосредоточена на проблемах справедливого распределения ресурсов.

Теория игр представляет собой набор инструментов для построения моделей в экономической и политической теориях... Она является поистине неиссякаемым источником гибких концепций, каждая из которых проливает свет на определенные стороны социальных взаимоотношений...

Мулен Эрве Жан
Научный руководитель Международной лаборатории теории игр и принятия решений

Эрве Мулен ответил на несколько вопрос специально для участников будущей олимпиады. Мы публикуем здесь перевод нашей беседы.

  •  Эрве, расскажите, как начинались Ваши исследования в теории игр?

Изначально я изучал математику, но потом захотел применять эти знания и в приложении к общественным наукам.  Где-то в 1971 я прослушал цикл лекций по теории игр и понял, что теория игр - именно тот интеллектуальный мост, который я искал.

  • Кто из Ваших учителей вдохнул в Вас интерес к теории игр?

На меня произвели большое впечатление лекции Ивара Экланда, парижского математика с широкими прикладными интересами. И еще он был фантастически талантливым лектором!

  • Может быть, Вы вспомните и поделитесь с нами какой-нибудь интересной историей, которая приключилась с Вами во время преподавания или исследований в теории игр?

В 1981 году я стал заниматься игрой, которая сейчас известна как Guessing game*: она была опубликована во французском научном журнале в конкурсе для читателей как решающий вопрос. Я понял, что эта игра - красивый пример последовательного исключения доминируемых стратегий, и включил ее в мой учебник по теории игр 1986 года. Эта игра стала источником для обширной экспериментальной литературы, поскольку она дает одну из самых простых иллюстраций для идеи ограниченной рациональности реальных игроков. Так что я был очень рад, что смог передать идею этой игры от математиков к экономическому сообществу. Об истории этой игры даже была выпущена статья.

  • Что Вы хотели бы пожелать участникам предстоящей олимпиады?

 Желаю ребятам уловить, как стратегическое мышление в том виде, как его описывают на языке теоретико-игровых концепций, связывает интуитивные и хорошо знакомые идеи из повседневной жизни с хорошей математикой!

 

*Комм. ред.  Guessing game, более известная сегодня как конкурс красоты (p-Beauty contest), состоит в том, что участникам предлагается угадать число, ближайшее к p-ой доле от среднего всех названных чисел (например, ближайшее к половине или 2/3 среднего). Хотя при p<1 в игре существует единственное равновесие Нэша, во многочисленных экспериментальных исследованиях, начиная с Nagel 1995, игроки демонстрируют различные стратегии в зависимости от уровня рациональности - глубины просчета действий оппонентов. Объяснением и разработкой подходящих концепций, альтернативных равновесию Нэша, сегодня активно занимаются в поведенческой и экспериментальной теории игр, экономике и психологии.